Вопрос №4. Может ли герб стать логотипом бренда города?

Герб — кладезь информации для разработчиков бренда города. Цвета, элементы, персоналии, динамика — все это обычно имеет четкую трактовку и является квинтэссенцией истории города, его наследием.  А история является одной из главных составляющих идентичности любого места. При этом важно отметить, что она — не олицетворяет всю идентичность места, а лишь является ее частью. Часто на идентичность города сильно влияют события, произошедшие уже после принятия герба, да и в целом строгие правила геральдики не всегда позволяют точно донести суть города. Поэтому главное ограничение герба как логотипа — его исключительно историческая направленность.

Пример того, как герб и логотип города живут дружно и могут использоваться как взаимодополняющие элементы — Познань (Польша).

 

Правила использования герба
Вторым ограничением являются правила использования герба, которые утверждаются каждым городом самостоятельно. Чаще всего, согласно принятым правилам, любое использование герба, помимо различных официальных государственных носителей, включая праздники, необходимо согласовывать с депутатами городской думы.  Встречаются и либеральные подходы, когда правилами разрешается использование герба везде, где это не будет противоречить здравому смыслу, например таковы правила в Вологде. В случае, если город решит объявить свой герб логотипом, депутаты могут принять соответствующие поправки, но это как минимум займет время. И еще не факт, что специалисты по геральдике не переубедят народных избранников.

Швейцарский город Трамелан на основе своего герба создал логотип, при этом он используется отдельно от герба.


Объект авторских прав

Как ни странно, но третьим ограничением использования герба в качестве логотипа опять же является закон. Согласно статье 1259«Объекты авторских прав» гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 N230-ФЗ герб не является объектом авторских прав:
«6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований
…»

Это значит, что полноценное использование герба как логотипа в рыночных условиях сильно осложнено. Логотип как раз является объектом авторских прав, и любая работа с логотипом связана с договорными отношениями с его правообладателем.

Туристический логотип Твери создан на основе образа герба. Хотя аналогия не такая явная как в случае с Трамеланом.


Использование на различных носителях

Четвертое ограничение использования герба как логотипа — это его жизнь на носителях. Функция логотипа — тиражирование на различных носителях, чем их больше — тем лучше, в отличии от герба. При разработке логотипа изначально ставится задача сделать стиль функциональным для применения на различных носителях, а также вариативным для использования, например, в монохромном исполнении. Кстати, у города всегда есть и черно-белый вариант герба. Геральдисты, насколько я понимаю, необходимость черно-белого варианта воспринимают как небольшую неприятность, тогда как для дизайнера, создающего логотип, это важно в плане того, какие визуальные решения использовать.
Стоит отметить, что герб города не только часто становится прообразом логотипа города (примеры Познани, Трамелана и Твери), но и является по сути обязательным элементом для изучения дизайнером в процессе работы. Насколько мне известно, первое, что делает дизайнер при разработке логотипа города — изучает его герб, и это правильно.

Краткий ответ на вопрос №4
Нет, не может в виду идейных, формальных и функциональных ограничений. Но он может стать основой для логотипа бренда.

Логотипы городов взяты из презентации лекции «Логотипы территорий. Правила для дизайнера».

Все вопросы.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Запись опубликована в рубрике 39 вопросов с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев: Вопрос №4. Может ли герб стать логотипом бренда города?

  1. Уведомление: Логотипы Москвы. Азбука городов. Выпуск №3 |

  2. АБ говорит:

    Про герб Челябинска очень смешно!
    И вообще спасибо

  3. Уведомление: World Cities. Азбука городов. Выпуск №2 |

  4. Уведомление: Логотипы городов Украины. До и после ЕВРО |

  5. Уведомление: Логотипы городов Казахстана. Что может сделать один конкурс? |

  6. Уведомление: Азбука городов. Выпуск №1 |

  7. Уведомление: Логотипы городов. Сборник видео |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>