Вопрос №25. Вы ведь согласитесь с тем, что брендинг бессмыслен, пока нет четкой стратегии развития города?

Как обычно абитуриент выбирает факультет, на который поступать? Уровень зарплат в отрасли? Родители? Близость к дому? Результаты ЕГЭ? Призвание? У меня и многих моих сверстников решение учиться там, где мы учились, не было связано с четкой жизненной стратегией. А еще у некоторых стратегия стремительно поменялась, не дожидаясь окончания учебы. Стоило ли вообще учиться без этой самой стратегии? Конечно же, да! Можно например, учиться на юриста, а стать президентом, да много примеров. Может, и городу определить свою судьбу на долгое время вперед тяжело, и не стоит привязывать бренд к условно 2025 году?

Стратегия развития как основа бренда города
«Брендинг города абсолютно бессмыслен, если Вы не знаете, чем Ваш город будет заниматься через 10 лет. Как можно строить бренд, не понимая, в какой конкретно отрасли и с какой аудиторией он будет работать?», – такова логика тех, кто ратует за первоочередность стратегии развития над разработкой бренда города. Далее обычно следуют высказывания о необходимости системного подхода, учета глобальных трендов и достижения синегритического эффекта. И как вывод — сначала стратегию разработайте, а потом за брендинг беритесь. Убедить в необходимости разработки долгосрочной стратегии развития города достаточно легко, но поможет ли стратегия в разработке бренда города?

На своих выступлениях я часто спрашиваю слушателей: «Кто из Вас хоть раз в жизни держал в руках документ по стратегии развития города?», — обычно такие люди в аудитории находятся. Но вот на вопрос «А кто видел стратегии развития трех различных городов?» за редким исключением никто руку не подымает. Зато все быстро догадываются, зачем я задаю такие вопросы. Документы под названием «Стратегия развития города N до 20..года» очень похожи друг на друга. В этом нет никакого заговора. Просто город — это определенная система организации жизни, и для каждого города важна экология, демография, образование, промышленность и т. д. Открыв документ по стратегии, Вы, возможно с удивлением, обнаружите, что направление развития у города не одно, а, например, десять. И дороги улучшать хочется, и детские садики строить. Так и должно быть, но где в документе по стратегии найти то, что может стать брендом города?

Разные есть определения «бренда города», но почти все предполагают то, что бренд призван подчеркнуть уникальность города, выделить его на фоне остальных. В стратегиях по развитию город Вы навряд ли найдете то, что может стать базисов для его бренда. Исходя из этого, считать стратегию развитию города базовым документом для создания его бренда, на мой взгляд, неверно. Кстати, бывает так, что брендирование города на основе стратегии его развития превращается в брендирование самой стратегии, но не города.

Бренд города как основа для стратегии его развития
Представим обратную ситуацию. У города есть бренд, но пока что нет стратегии долгосрочного развития. Плохо ли такому городу? Вряд ли, если то, что называют брендом, действительно близко для жителей, принято на вооружение бизнесом и властью, а, может, известно в стране и в мире. Более того, когда такой город все-таки возьмется серьезно за разработку долгосрочной стратегии развития, ему в некоторых аспектах будет легче мечтать о будущем, опираясь на бренд.

Еще одно соображение — завтра внешняя конъюнктура изменится, и стратегия станет недееспособной. Что в таком случае произойдет с брендом? Если он основан на стратегии развития, то он, скорее всего, просто умрет, и бравые разработчики предложат Вам выход из ситуации — ребрендинг. А если бренд реально был у города до провальной стратегии, то он останется, и, возможно, станет важной составляющей новой стратегии развития. Стратегии, как это часто бывает, меняются, а бренд остается.

Краткий ответ на вопрос №25
Нет, не соглашусь. Стратегия развития так или иначе явление конъюнктурное, подверженное изменением. Хороший бренд города основан на его идентичности, которая крайне консервативна и меняется поколениями. Так что вернее говорить о том, что стратегия развития должна учитывать бренд города, а не наоборот.

Презентация стратегии развития Твери.

Ответы на другие вопросы.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Запись опубликована в рубрике 39 вопросов с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>