Вопрос №22. Можно ли забрендировать регион или район?

В начале 2000-ых некоторые богатые люди оборудовали свои коттеджи камерным боулинг-центром на 2-3 дорожки. Это увлечение быстро сошло на нет, так как выяснилось, что для поддержания исправного функционирования такой системы нужен не только профессиональный техник, но и множество дорогостоящих расходных материалов. К тому же, не всегда было удобно территориально собираться с друзьями в коттеджном поселке, чтобы поиграть в боулинг — куда проще полностью арендовать небольшой боулинг в центре города. Вот и многие регионы с районами подумывают о своем бренде, а заканчивается все в итоге городом.

Территориальная идентичность россиян
Знаете, почему заниматься брендингом городов в России легче, чем, например, в Грузии или Швеции? Потому что Россия одна из самых продвинутых стран в мире в плане городской территориальной идентичности. На простой вопрос «Где Вы живете?» люди в разных странах и регионах отвечают по-разному. В России ответ «я живу в городе N» в некоторых регионах на равных соперничает с ответом «я живу в России», и в большинстве случаях существенно выигрывает у ответа «я живу в регионе N». Кроме того, очень часто ответ «я живу в районе N» также опережает территориальную идентичность по региональному признаку.

Логичная для централизованного государства территориальная матрешка распределения бюджетных средств работает в случае с территориальной идентичностью задом на перед. Большинство россиян, в первую очередь живут в городах, во вторую в районах и только в третью в регионах (за исключением национальных республик). Зная это, легко объяснить, почему брендинг Омской области моментально связали с Омском, Ульяновской с Ульяновском, а Самарской с Самарой. А еще легко себе представить, как в связи с такой ситуацией отнеслись к проекту представители не главных городов перечисленных областей. На мой взгляд, сильный бренд региона — это набор сильных брендов его отдельных городов. Регион — это понятие, прежде всего, административное. Сегодня граница у региона одна, а завтра он станет частью другого субъекта или возьмет кого-то под свое крыло. За городом стоит насыщенная история, у него есть свой характер и традиции. А главное, у города есть потенциальные носители бренда — его жители. А у региона? Кто должен являться носителем бренда, например, Тульской области?

Мы рождаемся, растем, влюбляемся и живем в городах, а не в регионах. Поэтому брендинг регионов (за исключением национальных республик) имеет значительно меньше предпосылок и шансов на успех, чем брендинг городов этого же региона.

Район как отдельный город
Обычно под «районом» понимают либо ряд поселений вокруг города или поселка/села, либо административную часть города. В первом случае район в чем-то похож на регион — это во многом понятие административное, и, формально являясь жителями района, люди по факту живут в поселках и селах. А про разницу двух сел, стоящих друг на против друга и говорить не стоит, достаточно вспомнить Вилларибо и Виллабаждо из рекламы моющего средства. Жители сел и поселков еще сильнее привязаны ментально к своей родине, чем жители городов, и брендинг района в таком случае смотрится еще не уместнее, чем брендинг регионов.


Другое дело — районы города, особенно районы большого города. Один из моих любимых вопросов о столице России: «Назовите несколько почетных жителей Москвы?» Мне пока что не довелось встретить москвича, который смог бы назвать более одного человека. А в Добрянке, прогуливаясь по улице с одним из почетных жителей приходится постоянно останавливаться на рукопожатия. В малых городах почетных жителей не только знают, но и по-настоящему уважают. Я сам не смог назвать себе хотя бы одного почетного жителя Москвы, когда задался таким вопросом. Зато смог с ходу вспомнить трех почетных жителей Замоскворечья — моего родного района столицы. Кстати, Замоскоречье — один из самых маленьких районов Москвы, и в нем проживает больше жителей, чем в Добрянке.

Краткий ответ на вопрос №22
Да, можно, но достичь успеха будет сложнее, чем в случае с городом. Более того, неудачную попытку брендинга региона или района впоследствии легко припишут к неудачам конкретного города. Так что лучше брендировать города — так надежнее.

Ответы на другие вопросы.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Запись опубликована в рубрике 39 вопросов с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>