Вопрос№16. Можно ли создать бренд города на общественных началах?

В городе Тосно есть два варианта проведения выпускного вечера. Первый  – аттестаты торжественно выдают в кинотеатре «Космонавт», далее дискотека в клубе «Черный квадрат». На десерт поездка в Питер за 60 км для последующего продолжения банкета уже на речном трамвайчике. Второй вариант, так сказать, на общественных началах. В школьной столовой сначала вручают аттестаты, потом едят под призывы назначенного тамады, а потом там же дискотека. Варианты отличаются затраченными средствами и исполнителем.

В советское время «на общественных началах» означало общественно-полезная работа в свободное время без материальной оплаты. Это явление также часто называли «общественной нагрузкой», употребляя, скорее, в негативном ключе. Сегодня термин «на общественных началах» употребляется в совершенно разных ситуациях. Рассмотрим различные ситуации применительно к разработке бренда города.


1. Создание бренда города без привлечения властей
. Этот вопрос мы уже обсуждали и пришли к выводу, что при создании бренда снизу-вверх контактов с властью не только нельзя избегать, их необходимо целенаправленно и планомерно развивать. Другое дело, когда власть в городе по тем или иным причинам отсутствует и общественности ничего не остается делать, кроме как брать инициативу на себя. Недавний пример — город Тверь, где должность сити-менеджера пустовала полгода. Правда, что в отсутствии формальной власти, что при ее появлении, вопрос брендинга города, поднимавшийся не единожды, и ныне там. В любом случае, создание бренда на общественных началах в противовес власти — это недальновидный проект, который, скорее всего, закончится разочарованием.

Подробнее о проекте туристической навигации в Твери


2. Создание бренда города бесплатно
. Позволю себе процитировать Гуса Хиддинга, который много чего дельного про Россию и россиян сказал: «Любая работа должна оплачиваться». Капитан очевидность? Вовсе нет. Каждый выпускник тосненской школы, даже будучи подшофе на питерском трамвайчике, отрапортует:  «Крепостное право отменили в 1861 году». Вспомнит ли этот факт мэр города N? Для ответа на вопрос №16 это не важно, важно то, как большие начальники относятся к людям, в том числе, к своим подчиненным.

Помню, Александр Александрович Аузан рассказывал, как проходит работа совета по модернизации при президенте России, членом которого ААА раньше являлся. Видного российского экономиста возмущало то, что работа в данном совете,  предполагающая большой аналитический труд и занимающая существенное время, вообще никак не оплачивалась. Если министры с мигалками заседают в рабочее время (зарплата капает), то эксперты выступают как бы на общественных началах. И никому в администрации президента даже в голову не приходит, что труд «придворных» экспертов должен оплачиваться. Это к слову о 1861 годе и общественных началах.


Если разработка бренда предполагает временные затраты чиновников, то это уже не бесплатный проект, потому что чиновникам за работу платят зарплату. Кстати, разработку бренда города теоретически можно поручить какому-либо отделу в администрации или даже создать специальный департамент, как это сделали в Череповце, например. В таком случае можно сильно сэкономить на приглашении условных москвичей, но никто не гарантирует, что не получится вот так.

Важно понимать, что разработка бренда не может ограничиться четырьмя совещаниями, двумя публикациями в «Вечернем городе N» и одним конкурсом в интернете. И это не теория, это чистая эмпирика (Киев, Курск, Ярославль и другие не дадут соврать). Разработка бренда города — это продолжительная (не менее полугода) кропотливая работа, требующая каждодневного вовлечения разработчиков. Предыдущие 15 и последующие 23 вопроса ярко проиллюстрируют, почему это большая работа. Это действительно самая настоящая работа с перерывами на обед и семью.


Согласно Гусу, работа должна оплачиваться. Исполнители могут быть разными (чиновники, «москвичи», местные эксперты), но в любом случае настоящая разработка бренда города должна оплачиваться. Вот интересно, ярославским экспертам (не чиновникам), которые с мая заседают, выступают на конференциях по стране, дискутируют в сети, как-то оплачивается их труд на благо города? Я почти уверен, что… впрочем, уточню на досуге.

3. Привлечение общетвенности для создания бренда города.
Если так понимать вопрос №16, то ответ короткий: «ДА». Привлекать общественность не только можно, но и нужно. Бренд города – это бренд ГОРОДА. И как уже было сказано в вопросе №13 вовлечение жителей – это ключевой момент при разработке бренда, который впоследствии будет принят населением. При этом важно понимать, что процессом привлечения общественности должен руководить профессионал. Модерирование лебедя, рака и щуки — это тоже работа, за которую необходимо платить.


Краткий ответ на вопрос №16

Если заниматься разработкой без поддержки властей или в полном отсутствии бюджета, то для создание хорошего бренда Вам потребуется чудо. При этом вовлечение общественности — одна из главных задач профессиональной разработки бренда, и часть мероприятий в рамках разработки бренда действительно может пройти на общественных началах.

Сырная стрелка отсюда.
Крепостные обнаружены здесь.
Выпускной отпраздновали тут.
Пластмассовые изделия тут.

Все вопросы.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Запись опубликована в рубрике 39 вопросов с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Вопрос№16. Можно ли создать бренд города на общественных началах?

  1. Уведомление: Бренд Рязани. Отчего так в России… |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>