У профессионалов в области брендинга городов подобный вопрос вызывает естественный скепсис. Вспоминается детская загадка: «Летят два крокодила, один на север, другой на юг. Сколько ежику лет?» Один из вариантов «правильного» ответа на этот абсурд: «Зачем мне холодильник, если я не умею плавать?»
Понятно, что популярность обозначенного вопроса связана, в первую очередь, с непониманием предмета обсуждения (бренда города). Более позитивная формулировка распространенного негодования по поводу брендинга города звучит примерно так: «Давайте сначала хотя бы проблемы ЖКХ решим, а потом будем всякими приятностями заниматься». Насколько такая позиция справедлива? Давайте разбираться.
Многокомпонентность жизни города
Жизнь города не ограничивается лишь проблемами дорог. «Конечно», — тут же отзовутся завсегдатаи городских форумов, – «еще есть веселое ЖКХ, слабое образование, платное здравоохранение, коррупция, произвол, наркомания…». Понятно, что «дороги» — это собирательный образ стандартного набора проблем российских городов. Но пока эти проблемы пытаются как-то решать, непрерывно работают учреждения культуры, спорта, советы ветеранов, литературные кружки. На них не принято обращать большого внимания, хотя если спросить, большинство горожан обычно приветствуют их деятельность. И ни у кого не возникает предложения прекратить финансирования библиотеки и вложить их в дороги. Почему? Потому что к «библиотекам» привыкли и воспринимают их как естественный компонент жизни города. Бренд – абсолютно новый компонент городской жизни, который находится в активном поиске своей ниши. Что-то подсказывает, что эта ниша гораздо ближе к культурной составляющей жизни города, нежели чем к «дорогам».
Функциональная и эмоциональнае стороны города
Наша любовь к самобичеванию, проблемы во многих «сервисных» сферах городской жизни и в целом нелегкая жизнь породила в головах россиян восприятие города как функционального механизма (презентация по теме). Спросите у прохожего, что такое город? Ответ будет примерно таким: «Это районы, школы, больницы, транспорт». Упоминание любимого дворика, красивых видов, первого поцелуя и т.п. встречается крайне редко, к сожалению. Когда речь заходит о том, чтобы пригласить в город туристов звучат сомнения с упоминанием дорог, которые «Турист как увидит – сразу уедет. Чего нам лишний раз позориться?». Но ведь турист приедет не дороги смотреть и не думать, как тут с медицинским обслуживанием для детей. Турист приедет отдыхать, в первую очередь, в надежде уехать с приятными эмоциями. А на эмоции туриста сильно повлияет любой контакт с местным жителем. Что Вы обычно хотите ответить незнакомцу, когда тот спрашивает: «Что Вы посоветуете посмотреть в Вашем городе?» Скорее всего, Вы хотите ответить что-то позитивное, чтобы и гость остался доволен, и Вам было приятно за Ваш город. Но вот беда, не знаете Вы, что ответить гостю и буркнете что-то типа: «Ой, я и не знаю, Вы лучше в музее спросите», а на душе как-то не по себе – что же я так, нечего и сказать. Чтобы на душе было хорошо, городу нужен бренд, вернее, правильно выстроенный бренд поможет жителю поднять настроение и себе, и гостю города. Брендинг города – процесс, происходящий, в первую очередь, в эмоциональном пространстве города, пространстве новом для большинства жителей России, непонятном и скрывающем множество возможностей.
Приоритетность городских задач
Вступая в полемику по поводу нашего вопроса, сторонники скорейшего ремонта дорог опираются на тезис о том, что «дороги приоритетнее бренда», и в этом они по-своему правы. Правда стоит уточнить, в чем именно заключается эта приоритетность. С точки зрения организации, очевидно, что заниматься дорогами и брендом города должны разные люди, значит, приоритетность использования ценных кадров отпадает. По поводу финансовой приоритетности все тоже не так гладко. Достаточно сопоставить стоимость ремонта километра дороги с затратами на брендинг (кстати, этот расчет любят приводить активисты Пермской культурной революции). Конечно, качественные дороги должны быть базовым благом для города, но почему бы и бренду не стать таким же базовым благом? Вопрос финансирования брендинга города сверхострый и будет рассмотрен отдельно. Но стоит отметить, что спонсоров брендинга города найти значительно легче, чем спонсоров ремонта дороги. Это говорит о многом.
Короткий ответ на вопрос №1
Бренд нужен городу для осознания своей уникальности. Дороги здесь ни при чем.
Все вопросы.
Уведомление: Что в брендинге тебе моём? |
Уведомление: Вопрос №19. Бренд — это просто способ закрыть глаза на проблемы города, разве не так? |
Уведомление: Брендинг городов. Настоящее и будущее. Итоги 2012 года. Часть2 |
Уведомление: Кто занимается территориальным маркетингом в Перми? |
Уведомление: Умный город будущего 2012. Роль жителей в брендинге города |
Уведомление: Вопрос №11. Как отвязаться от городских сумасшедших при создании бренда? |
Уведомление: Мышкин за 50 секунд, пожелания жителям от Василия Дубейковского | Блог Мышкин
Уведомление: Вопрос №8. Стоит ли проводить конкурс на разработку бренда города? |
Уведомление: Вопрос №7. Кто должен платить за разработку бренда города? |