Логотипы территорий на 10-й Золотой Пчеле

9-14 октября в столице прошло 10-е московское международное биеннале графического дизайна Золотая пчела. Конкурс считается лучшим в России в жанре плаката.  В этом году помимо плаката были также заявлены темы «Русский авангард», «Десять заповедей» и «Территориальный брендинг». Очень ждал юбилейную пчелу, предвкушая фурор выставки логотипов территорий. Согласно условиям конкурса до 30 апреля 2012 года принимались  «логотипы, брендбуки и любые другие произведения графического дизайна, посвященные территориальному брендингу». Однако, биеннале совершенно не оправдало моих ожиданий и осталось чувство неудовлетворенности от мероприятия.

Что смотрим?
Как минимум четыре представленных российских работы были созданы после дедлайна конкурса (30 апреля). Замечательно, что их взяли на биеннале, но плохо, что не включили другие работы, хотя это, конечно, дело вкуса.  Не понимаю, почему между официальным дедлайном и выставкой должно проходить полгода. Даже если не брать в расчет не использованный гандикап в 6 месяцев, до апреля 2012 логотипов стран и городов было создано очень много. Окончательный выбор работ, включая зарубежные, в целом, ничего нового людям, которые хоть как-то соприкасались с темой логотипов территорий, сказать, увы, не смог. Возможно, такой задачи организаторы биеннале перед собой и не ставили. Порадовал уголок Эркена Кагарова. Жаль, что оба логотипа Эркена, как и большинство на биеннале, лишь концепты без воплощения.
Как смотрим?

Страны, регионы, города — все перемешалось. Я так и не понял, был ли какой-то принцип развески работ. Как посетителю выставки мне было бы гораздо приятнее изучать экспозицию по территориальному признаку или по графическим приемам.

Что видим?
Как только видишь симпатичный логотип, сразу же хочется посмотреть его в действии. Да хоть бы на кружке, на футболке, на хипстерской сумочке — хоть где-нибудь. Посетителям оставалось гадать, какова идея логотипа и является ли он официальным. К пример, было представлено два варианта логотипа Лодзя, и не понятно какой выбрали.  Правильный ответ — выбрали третий непредставленный вариант, который, на мой субъективный взгяд, гораздо интереснее двух развешенных. Стоит отметить, что в отдельном пространстве шла презетации с проектами логотипов Москвы и районов столицы, а также с некоторыми бренд-буками проектов, представленных на биеннале. Думаю, это было самое интересное для посетителей пришедших за логотипами. Сочувствую тем, кто не нашел павильон с презентациями — пространственная и навигационная связь между двумя территориями «территориального брендинга» отсутствовала.

Кто рулит?
Из очень ограниченного числа логотипов, которые я не видел до биеннале, мне больше всего понравился вот этот:

Сразу возникли ассоциации с промышленостью и с историей. На подписи к логотипу было указано, что автор работы из Нидерландов. Небольшое расследование показало, что это логотип Рурской области Германии, которая славится своей промышленностью, а в 2010 году была культурной столицей Европы. Кстати, официальный логотип Рурской области как столицы выглядит по-другому. Буквы NL — это Нидерланды, а RUHR — собственно Рурская область. Как я понял, данный логотип был создан в рамках туристической программы предприимчивыми голландцами, которые решили использовать свою близость (около 100 км) к культурной столице Европы. Шрифтовые логотипы — это круто, спасибо разработчикам:

Что сказать?
Посетив биеннале я понял, что Золотая Пчела — это про плакат. Несмотря на большой шум вокруг «брендолапы«, «логомании» и т.п. получившаяся экспозиция  демонстрирует неразвитость такого направления дизайна как «логотипы территорий». И это действительно так. Даже концептов логотипов российских городов не хватит на качественную выставку. А для перечисления логотипов, которые реально используются российскими территориями, боюсь, хватит пальцев одного человека. Так что, если Вы графический дизайнер, у вас еще много шансов вписать себя в историю. И еще. Я как специалист по брендингу городов не уловил связи между «территориальным брендингом» и тем, что было представлено на биеннале. Логотип не равно брендинг, тем более, когда он никак не используется. Но это и так все знают.

Благодарю организаторов 10-й Золотой Пчелы за территориальную тему и надеюсь, что на следующем биеннале она будет раскрыта шире и качественней.

Источник логотипа NL-RUHR
Еше больше логотипов территорий — тут

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Запись опубликована в рубрике События с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Логотипы территорий на 10-й Золотой Пчеле

  1. Михаил Старов говорит:

    Йошка же вроде тоже была?

  2. Мария говорит:

    «Пчела» всегда была про плакат и некоммерческий дизайн, ожидать фурора от новых экспериментальных категорий довольно странно. Тем более, что проектов на тему брендов территорий в нашей стране не так уж много, особенно, реализованных.
    Кстати, Василий, почему при всей вашей заинтересованности к событию и любви к пиару, ваши проекты не приняли участие в биеннале?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>