Пенза — первая ласточка

Что я знал о Пензе до недавнего времени? Я знал, что это город где-то между Саранском и Саратовым, в котором родился Павел Воля. Думаю, это уже большие познания об одном из самых неизвестных областных центров России. Многие путают Пензу с Пермью, а немногочисленные бизнес-туристы из Москвы ограничивают свой рассказ о городе примерно так: «Советский чистый спокойный город, есть Макдоналдс и отличное местечко (название), в котором цены в 3 раза ниже московских».


Открытый диалог по открытому письму
Поводом поездки в Пензу стало неожиданное приглашение Министра общественных связей и массовой коммуникации Алексея Илики от лица губернатора Василия Бочкарева поучаствовать в дискуссии по бренду Пензенской области. Более того, необходимость дискуссии была вызвана открытым письмом, в котором 46 представителей зарождающейся отрасли территориального брендинга призвали власть и исполнителей пересмотреть важнейшие аспекта проекта.

Само письмо стало первым случаем объединения специалистов для публичного высказывания общего мнения по конкретному проекту, причем на стадии его разработки. Такой шаг некоторым специалистам показался дерзким и не уместным в данной ситуации.

Колесо обозрения в Пензе невысокое, но стоит на горке. Вид великолепный 

Тем не менее, всего через 11 дней после публикации письма, волей власти области за одним столом в конструктивной обстановке и в присутствии ведущих СМИ собрались текущий разработчик бренда Пензенской области, местные и московские эксперты, модерировал дискуссию куратор проекта от власти, министр коммуникаций Алексей Илика.

В советское время на гербе Пензы была изображена ласточка внутри часового механизма. Образ ласточки и сегодня встречается в скульптурах, названиях магазинов, сувенирах. Для меня теперь выражение «Пенза — первая ласточка» четко ассоциируется с прецедентом диалога между профессиональным сообществом, властью и разработчиком территориального бренда. За этот прецедент я и мои коллеги искренне благодарим губернатора Пензенской области Василия Бочкарева и всех организаторов мероприятия. Надеюсь, и другие города и регионы последуют примеру первой ласточки.

Шикарная коллекция советской мозаики на глухих фасадах — фишка Пензы

Территориальная идентичность важна
В своем выступлении на дискуссии я сосредоточился на первом пункте критики открытого письма, то есть, на вопросе территориальной идентичности. Три основных вывода, которые я сделал, исходя из анализа общероссийских тенденций, истории и настоящего Пензенской области как территории:

1. Исторические и статистические данные позволяют предположить, что региональная идентичность среди жителей Пензенской области слаба, то есть, скорее всего, немногие жители региона идентифицируют себя, в первую очередь, через область.

Река Сура активно используется в названиях различных объектов Пензы

2. Очевидно, что городская идентичность среди жителей значительно сильнее областной. Кстати, этот же вывод актуален и для проекта брендинга Тульской области.

3. Региональной идентичности требуется усиление, вопрос в том, как этого добиться, в чем заключается ресурс ее усиления? Можно попробовать пропагандой, тогда речи о территориальном брендинге не идет. Мой ответ — ресурс усиления региональной идентичности лежит в обоюдной гордости различных городов области друг за друга. Когда жители Каменки будут гордиться успехами Белинского, тогда и будет идти речь о сильном бренде Пензенской области. Таким образом, брендирование области я предложил начать с брендинга городов региона.

Пенза активно готовиться к своему 350-летию. Слоган дежурный

Далее я планировал рассказать о трех возможных сценариях брендинга Пензенской области и ее городов, но не смог этого сделать, так как текущий разработчик бренда удивил большинство присутствующих заявлением об истиной цели проекта.

Инвестиционный бренд Пензенской области
По словам разработчика бренда Пензенской области изначально стояла задача создать инвестиционный бренд области, то есть, задачи создать территориальный бренд, который бы мог использоваться в различных сферах региональной жизни, не стояло. Была необходимость разработки коммуникационной платформа для поддержки именно инвестиционных планов области.

Будущий лофт

Поясню суть сделанного заявления, и почему это так важно для проекта. Дело в том, что инвестиционный бренд территории не является предметом для широкого обсуждения с жителями, это сугубо бизнес-инструмент, который может обойтись и без использования территориальной идентичности. Хотя, на мой взгляд, лучший инвестиционный бренд — тот, который основывается на общем бренде территории, то есть, является частью зонтичного бренда. Участники дискуссии согласились, что в России сегодня нет ни одного сильного инвестиционного бренда территории. Таким образом, Пензенская область может стать первой ласточкой и в деле построения инвестиционного бренда.

Камерность Суры отличает Пензу от других крупных городов ПФО

Во время дискуссии мы несколько раз приводили в пример Калужскую область, у которой прекрасный имидж инвестиционно-привлекательной территории, основанный на реальных успехах. Калужская область совсем скоро обзаведется бренд-менеджером, который как раз-таки будет заниматься развитием инвестиционного бренда.  Но пока что настоящего инвестиционного бренда с четким набором ассоциаций, слоганом и другими атрибутами нет ни у одной территории России, по крайней мере, такова не известна участникам прошедшей дискуссии.

Логотип у Пензенского Зенита такой же, как у Питерского

Большой вопрос в том, на чем планируется основывать инвестиционный бренд? Бренд города основывается на его идентичности. А инвестиционный бренд по идеи должен быть основан на примерах бизнес-успеха, налоговых льготах, подготовленных площадках для размещения предприятий, качественного транспортного обеспечения и т. п. В ходе дискуссии выяснилось, что Пензенская область пока что отчетливо не понимает, что именно станет основой ее инвестиционного бренда. Зато уже готовиться его коммуникационная платформа.

Если проект брендинга Пензенской области действительно планируется осуществлять исключительно в инвестиционной плоскости, то, надо признать, открытое письмо не сильно поможет в этом деле. Критика касалась разработки территориального бренда, но не инвестиционного.

Фантастический по красоте планетарий находится в закрытом состоянии

Итоги открытой дискуссии
Прошедшая в Пензе дискуссия по моим ощущениям оказалась полезной для всех участников. Для себя вынес такое резюме:
1. Текущий проект направлен на усиление инвестиционной привлекательности области по средствам создания коммуникационной поддержки через инвестиционный бренд;
2. Территориальный брендинг Пензенской области, а также ее городов — это вопрос для новых проектов, которые, в идеале должны будут гармонировать с текущим проектом;
3. Власть Пензенской области открыта к дискуссии и помощи со стороны профессионального сообщества, что выгодно отличает ее от многих других регионов.

Как пензенские журналисты восприняли встречу, можно почитать и посмотреть здесь и здесь.


Теперь я в курсе некоторых топонимов Пензы. Узнайте и Вы!

Пенза — Ваша первая ласточка
Среди моих близких друзей никто никогда не был в Пензе. При этом большинство моих друзей имеют опыт путешествий по России значительно превышающий среднестатистический. Всего несколько моих друзей могут описать географической положение Пензы. Возможно, только один мой друг знает, что до Пензы можно доехать из Москвы за одну ночь, как в Питер или Казань. Никто из моих друзей не знает, что в Пензу летают самолеты и не собирается ее посещать. По крайне мере, до этой статьи и до моих рассказов, ничего не предвещало интереса к Пензе со стороны моих друзей. А ведь большинство москвичей вообще никогда не путешествовали в города России. Для них Пенза может стать первой ласточкой, ровно как и для жителей Саратова, Саранска, Самары и других городов не на Са)))

Весь мир в Пензе, точнее, в Чистых прудах.

На фото выше — одно из произведений фантастического скульптурного парка Легенда, который находится в масштабном туристком комплексе «Чистые пруды» недалеко от Пензы. Почему, когда я искал туристическую информацию о Пензе перед поездкой, поисковики не кричали о «Чистых прудах»? Я бы ничего и не узнал о второй жизни известного каждому москвичу словосочетания, если бы пензенцы не настояли на демонстрации данной достопримечательности. Бренд — это способ заявить о себе, чего, на мой взгляд, катастрофически не хватает Пензе. Достопримечательности, ярких людей и проектов — хватает, а коммуникации всего этого богатсва не хватает совершенно.

Думаю, по фото Вы уже догадались, что Пенза интересна не только «Чистыми прудами», но и многим другим. Я уже запланировал поездку в Сурский край с супругой, самому не терпится увидеть то, что не успел за 2 дня. После поездки в Пензу клип Павла Воли стал для меня значительно более информативным, в кадрах теперь мелькают знакомые места, а сам город наполнился смыслом.

Помимо всего прочего Пенза по-прежнему может стать первой ласточкой в брендировании крупного города России, чего я ей всячески желаю. А еще желаю обрести свой бренд Кузнецку, Каменке, Заречному, Сердобску, Никольску и другим города области. А там глядишь, и до сильного бренда Пензенской области недалеко.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Запись опубликована в рубрике City Check с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Пенза — первая ласточка

  1. Уведомление: Мой город – мой бренд. Роли резидентов в брендинге города. |

  2. Уведомление: Лекции о брендинге города |

  3. Елена говорит:

    Удивительно, что в Москве так плохо преподают географию. Даже в советские времена москвичи Пензу действительно путали с Пермью, сталкивалась лично. Что уж говорить о современной школе! Стыдно, господа!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>