Чернигов — город старых и новых легенд

Знаете с чего в ХХІ веке начали создание новой легенды для Чернигова? Ответ будет чуть позже. А пока просто расскажу вам, что этот древний город находится на севере Украины, и овеян он легендами ещё с момента своего рождения, более тысячи лет тому… Авторы туристического бренда Чернигова решили к давним сказаниям об Илье Муромце и привидении древних пещер прибавить ещё одну – современную. И создали новую легенду для этого старинного города, снабдив её визуальной поддержкой. Идея понравилась не только простым горожанам. Позиционирование города и туристическую визуальную символику Чернигова, созданную группой энтузиастов, приняла городская власть, в статусе официальных, что, безусловно, добавляет веса этому решению.

Об истории создания новой легенды старого Чернигова я вам и расскажу. И, собственно, позвольте представиться - Татьяна Бойко – директор Агентства стратегических коммуникаций «Prime media», занимающегося маркетинговым продвижением Чернигова в рамках бренд-консалтинга городской власти.


Зачем это Чернигову?
К началу нынешнего века многие крупные производства Чернигова исчерпали потенциал своего роста, а в традиционных отраслях, ранее обеспечивающих город, нарастали кризисные явления и упадок. В общем, регион считался депрессивным…
Город искал новые пути, новые смыслы. Поощрение развития сферы туризма представилось одним из таких новых путей для нашего древнего города. В 2010-м году мы с коллегами обсуждали потенциал развития Чернигова, и пришли к выводу о важности развитие туристического направления для всей экономики города и области.

Чернигов — красивый город, расположен на живописном берегу Десны и совсем рядом со столицей Украины Киевом (140 км по международному шоссе). Тут множество старинных памятников и развитая инфраструктура. Главная городская аттракция – Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний». В состав заповедника входит 29 уникальных памятников архитектуры и истории (шесть из которых домонгольского периода). Кроме этого, количество церквей и храмов на территории города области по-хорошему впечатляет!


Как мы разработали туристический бренд?

Было очевидно, что на одной только исторической значимости города и его сакральности мы привлекательность Чернигова для туристов не сформируем – должно быть ещё кое-что. Постепенно пришли к мысли о необходимости сформировать пул из неравнодушных и общественно активных горожан, взявшихся обобщить разные идеи и сформулировать общую стратегию продвижения города. Работа была нацелена на создание новой системы туристической привлекательности и на протекционизм в развитии всех сфер, влияющих на повышение туристического потенциала Чернигова.

Инициативная группа сейчас состоит из медийщиков, маркетологов, рестораторов, отельеров, пиарщиков, представителей различных сегментов современного бизнеса да и просто из неравнодушных людей, любящих Чернигов. Начинали мы с создания рабочих групп по различным направлениям, организации проведения тематических «Круглых столов» и конференций. Именно на этих мероприятиях в большой мере были сформулированы и названы уникальные характеристики нашего города, его конкурентные преимущества. Согласитесь, когда понятно с чем работать и о чём говорить, всё остальное куда яснее, не так ли?


Мы определили отличительные черты туристического Чернигова и перечислили их: старинные церкви и соборы, здания тех периодов, когда Чернигов был центром могущественного княжества и влиятельным городом периода Запорожской Сечи, а также ряд старых пушек на Валу, красивое побережье Десны, и главное – городские легенды. А их множество!

Суть позиционирования: «ЧЕРНИГОВ – ГОРОД ЛЕГЕНД».

В основу легли уникальные характеристики города:
◦ один из самых старых городов Европы
◦ длительное время – столица огромного княжества
◦ своеобразный «перекресток миров»: тут пересекаются пути с Востока на Запад, с Севера на Юг
◦ множество легенд, связанных с историческими паттернами славянства (Антониевы пещеры, Елецкий монастырь, старый Вал, загадочные курганы)
◦ универсальность понятия «легенда», потенциал широкого наполнения новыми смыслами и возможности создания отдельных туристических продуктов.

Как туристический Чернигов получил логотип?
Я, на самом деле, сторонник того, что логотип не является обязательным атрибутом процесса брендинга территорий. Но в 2010 году создание туристического логотипа казалось мне хорошей составляющей проекта, поскольку любую идею куда легче популяризовать средствами визуализации. Именно для этого и был разработан туристический логотип города. Задача перед дизайнерами стояла довольно непростая – нужно было разработать такой символ, который бы с одной стороны отображал богатое историческое прошлое, красоту и неповторимость древнего города, а с другой стороны учитывал все новые требования и нормы в области дизайна, графики и рекламных продуктов. При поддержке fedoriv.com мы смогли организовать Всеукраинский конкурс среди дизайнеров.

В итоге, приняли удачную концепцию логотипа в виде клубка (переплетение событий прошлого), между нитями которого довольно хорошо можно различить абрисы храма, меча, извивов реки и силуэт монаха-призрака.

Мнения относительно логотипа, как всегда, звучали разные: кто-то поддержал, кто-то активно осуждал – у каждого были какие-то свои доводы… И если бренд-платформа вопросов не вызвала, то с логотипом оказалось сложнее. Его не сразу приняли и не сразу утвердили как официальный туристический логотип города. Нам даже пришлось на год отказаться от активного внедрения лого в туристическую жизнь города. Но в результате нашей работы (проведению конференций, обсуждений, привлечению известных экспертов и т.п.) удалось вовлечь большой круг поддерживающих идею и концепцию туристического бренда города.
А после того как наш проект стал одним из лучших в номинации «Бренд города, территории» на Международном фестивале OPEN в Минске в 2012 году, отношение изменилось. На сегодняшний день логотип принят официально и даже появился на сайте городского совета, как официальная туристическая символика города.

Разработали бренд. Что дальше?
Создание бренда – это процесс нескончаемый. Можно только начать – остановиться сложно. Особенно, когда идея постепенно находит все больше и больше сторонников. Разработана уже целая маркетинговая стратегия. И суть не только в рекламных или промо-материалах, есть инфраструктурные вещи, которые попросту must have в современном городе.

К реализации стратегии подключились многие предприятия и организации города. Благодаря этому, в центральной части есть бесплатный Wi-Fi, город украшает красивая стилизованная туристическая навигация: изящные указатели, план-контенты, помогающие туристам найти и дойти до интересующих объектов. Все активнее в Чернигове используется новая визуальная концепция, и сам туристический логотип. В городе стало традицией проведение множества разнообразных праздников и фестивалей («Зелена сцена», Jazz Open, фестиваль Тантамаресок), они реально привлекают в наш Чернигов туристов.

Напутствие для тех, кто «в процессе»
Брендинг территорий имеет свою специфику и несколько отличается от классического брендинга продуктов. Жители города имеют для формирования бренда территории большее значение, чем другие целевые аудитории. Потому, прежде чем начать эту работу, стоит внимательно изучить особенности и технологии привлечения стейкхолдеров к процессу на разных стадиях. И примите во внимание, что заказчик в этом деле – «размытый», а принимать окончательные решение и вести процесс придется все-таки профессионалам в вашей команде. Ну а еще, запаситесь терпением, стойкостью духа и уверенностью в правильности своих действий. Потому как разработчикам часто приходится несладко на старте, зато потом, когда видишь реальные результаты от реализации проектов – понимаешь, за что боролся. И это вдохновляет!

Ссылки на нас в соц.сетях — Facebook, VK

Другие материалы блога об Украине
Логотипы городов Украины. До и после ЕВРО
О поиске идентичности города для брендинга Кировограда 

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Запись опубликована в рубрике City Check с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>